Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» (далее соответственно – Концепция, Проект) определяет миссию Проекта, содержит обоснование его актуальности, описание целей, задач, основных принципов Проекта, перечень критериев и показателей деятельности общеобразовательных организаций, обеспечивающих качественное образование. Миссия Проекта – способствовать созданию равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса и доходов родителей (законных представителей) на основе единого образовательного пространства Российской Федерации, укрепления образовательного суверенитета страны, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, использования достижений отечественной науки и технологий. Проект реализуется с 2022 года. На первом этапе ‒ в 2022 году ‒ на основе инициативного вхождения общеобразовательных организаций осуществлялась апробация Проекта1 . Второй этап – с 2023 года – период развития Проекта. Этап развития Проекта базируется на ключевых достижениях предшествующего периода – этапа апробации. Концепция актуализирует содержательные и организационные основы Проекта по итогам проведения апробации.
Официальный сайт проекта "Школа Минпросвещения России"
Проект "Школа Минпросвещения России" направлен, чтобы реализовать Указ Президента от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", цели национального проекта "Образование". Основная цель – "создать центр образования, воспитания и просвещения, который объединит территориально и духовно детей, взрослых, разные поколения, профессии, социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России".
"Базовый принцип системы российского образования – доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями... независимо от того, где он живет, где учится, независимо от его социального статуса и доходов родителей"(В. Путин)
Проект должен побудить образовательные организации решать три главные задачи:
сформировать единое образовательное пространство: обучения и воспитания;
совершенствовать традиционную систему обучения: сохранить классическое образование высокого конкурентоспособного уровня, общение учителя и ученика, воспитание нравственных ценностей, гражданина, патриота нашей страны, сотрудничество с семьей;
актуализировать задачи школьного образования: привить школьникам ценности знания и профессионального мастерства, уважения к старшим, любви к своей родине, доброты и отзывчивости, желания помогать ближним, умения противостоять античеловеческим идеологиям.
Необходимость создать проект была вызвана изменениями стратегических приоритетов в образовании, отказом от болонской системы, неоднородностью инфраструктуры общего образования, отсутствием базовой идеологии, влияющей на формирование гражданской позиции, замещением традиционного общения сетевым и другими проблемами в сфере. Решить их разработчики проекта предполагают с помощью эталона школы, который включает восемь принципов:
обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех учеников;
сохранение здоровья и обеспечение безопасности;
непрерывное совершенствование качества образования;
развитие учеников, их интеллекта, таланта, личности;
социализация и выбор жизненного пути;
поддержка учительства;
участие каждого в создании комфортного и безопасного школьного климата;
конструирование современной образовательной среды.
Участие в проекте подразумевает самодиагностику образовательной организации и прохождение трех уровней. Базовый уровень – это необходимый минимум решений для обеспечения качественного образовательного процесса. Средний уровень – расширенный комплекс условий, который позволяет обеспечить усвоение учениками навыков и умений, повысить их мотивацию к обучению. Эталонный уровень – все доступные элементы для реализации успешных практик системы образования.
Одна из интересных задач проекта – сформировать настольную книгу директора школы. Это единая методическая система, которая включает подходы к урочной деятельности, интеграции основного и дополнительного образования, методикам работы с семьями детей, выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, сопровождение учащихся, которые испытывают трудности с освоением ООП. Интересна также модель школы полного дня. В нее входят: семейный график работы школы, снижение учебной нагрузки, семейные программы выходного дня.
Авторы проекта предлагают также стандартизировать механизмы управления качеством образования. Для этого с 2022 по 2025 год необходимо реализовать четыре комплекса задач: сформировать единое управленческое пространство; сформировать единое образовательное пространство (ФГОС); сформировать модель эталонной школы, в итоге получить единое образовательное и управленческое пространство, школы, работающие по стандарту качества образования.
Внедрять проект будут в девять этапов. Уже утвердили концепцию проекта, с сентября проводят апробацию пилотных школ: образовательные организации, которые захотели принять участие, проводят самодиагностику. В течение 2023 года разработчики будут анализировать, какие ресурсы и нормативная база необходимы, чтобы реализовать проект. До 2025 года проект планируют внедрить во всех школах.
Миссия "Школы Минпросвещения России"
Центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Настольная книга директора школы
Министерство просвещения Российской Федерации завершило работу над печатной версией настольной книги директора школы. Книга разработана совместно с Институтом стратегии развития образования и подведомственными организациями в рамках проекта «Школа Минпросвещения России».
Настольная книга директора школы представляет собой серию из восьми книг, каждая из которых посвящена магистральному направлению или ключевому условию проекта «Школа Минпросвещения России».
Печатная версия книги директора школы доступна по ссылке https://edsoo.ru/god-pedagoga-i-nastavnika/
— направление «Знание» https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/12/301-1432-01-znanie.pdf
— направление «Воспитание» https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/01/41-0726-01-vospitanie.pdf
— направление «Здоровье» https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/12/41-0708-01-zdorove.pdf
— направление «Профориентация» https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/12/41-0727-01-proforientacziya.pdf
— направление «Творчество» https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/12/41-0729-01-tvorchestvo.pdf
— направление «Учитель. Школьная команда» https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/12/41-0721-01-uchitel.shkolnaya-komanda.pdf
— направление «Школьный климат» https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/12/41-0724-01-shkolnyj-klimat.pdf
— направление «Образовательная среда» https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/12/41-0728-01-obrazovatelnaya-sreda.pdf
Шаблоны локальных нормативных актов
Концепция проекта Школа Минпросвещения России
/netcat_files/userfiles/Kontseptsiya_proekta_Shkola_Minprosvescheniya_Rossii.pdf